История

Церковь во имя Архангела Михаила, село Сенное

Храм Михаила Архангела является объектом культурного наследия регионального значения. Приход храма принадлежит Русской Православной Церкви Воронежской митрополии Воронежской епархии Рамонского благочиния.

Расположена церковь в селе Сенное Рамонского района Воронежской области на высоком правом берегу реки Воронеж, на границе с Липецкой областью. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

Село Сенное основано в конце XVI века. В Дозорной книге сказано: «Село Сенное за помещики, за детьми боярскими, а в селе церковь во имя Архангела Михаила древена». В 1650 г. деревянная церковь Михаила Архангела была перестроена. По церковным книгам 1676 года, в селе числилось около 120 дворов: «детей боярских — 42, крестьянских — 50, бобыльских — 28».

В 1800 году вместо существовавшей тогда церкви была построена каменная с колокольнею. Вместе с жителями села Сенное в приход были включены близлежащие деревни: Маланьина, Ярцевка, Фоминка, Знаменка. Всего насчитывалось 940 душ прихожан.

К настоящему времени из деревень исторического прихода сохранилась только Знаменка, которая административно-территориально относится к Синдякинскому сельсовету Хлевенского района Липецкой области. Её население по данным переписи 2010 года составляет 38 человек.

В соответствии со списком  церковных приходов Воронежской епархии, составленным  А.М. Правдиным в 1893 году (по данным Духовной Консистории), датой постройки Архангельской каменной церкви отмечен 1880 г. Этот же год признан наиболее ценным периодом архитектурного облика церкви для её сохранности в качестве объекта культурного наследия.  Каменная церковь построена в стиле эклектики, воспроизводя формы классицизма.

Число душ в приходе к концу XIX века насчитывалось: 1015 муж. пола, 1013 женского. Количество земли при церкви составляло 33 десятины, что по своей площади соответствует приблизительно 36 современным гектарам. Священником служил Щербаков Алексей Стефанович, псаломщиком и дьяконом Долгин Иоанн Маркианович. При церкви был дом для причта.

В начале  XX века священником в церкви служил Митрофан Павлович Слесарев.

Авсенев Тимофей Васильевич служил в Храме Михаила Архангела до вынесения ему приговора о ссылке, сроком на пять лет в апреле 1933 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В течение нескольких лет после этого события церковь была разорена.

14 августа 1995 года Церковь Архангела Михаила в Сенном была признана объектом исторического и культурного наследия областного значения. От этой даты можно отсчитывать и начало возрождения прихода.

 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

 

Приход храма Владимирской иконы Божией Матери принадлежит Русской Православной Церкви Воронежской митрополии Воронежской епархии Рамонского благочиния.

Храм расположен в центральной части села Карачун Рамонского района Воронежской области.
Карачун является одним из старейших сел Воронежского края. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

 

Карачунский Богородицкий мужской монастырь Воронежской Епархии в Задонском уезде был основан на реке Воронеж, севернее Воронежской крепости, в первой четверти ХVII века. В Дозорной книге 1615 года подробно описан Карачунский монастырь, имеющий две церкви, несколько хозяйственных строений. В 1620г. была выстроена деревянная Владимирская церковь. При монастыре со временем возникло поселение Карачун.

«В селе Карачуне был мужской монастырь, или по выражению митрополита Евгения «собственнее сказать вотчинное подворье Воронежскаго архиерейскаго дома». Однакож он назывался и писался монастырем и имел вместо настоятелей архиерейских управителей вотчины. В сей вотчине был знатный лошадиный завод архиерейского двора. Карачунский монастырь назывался Владимирским от храма в честь иконы Владимирской Божией Матери. Монастырь этот был до открытия Воронежской архиерейской кафедры. Из старинных актов видно, что он в 1659г. подвергался разорению от крымского хана».

Имена настоятелей Карачунского монастыря:

«игумен Никон (без обозначения лет его настоятельства), Феодосий (1629-1632), Леонид (строитель в декабре 1640 и вторично в 1654 году), Авраамий (1645), Филарет (строитель в 1667), Митрофан (1673), Феодосий (1681) и Савватий (1702-1704)».

В 1659 г. монастырь был разорен крымскими татарами, а в 1764 г. упразднен, перейдя в ведение архиерейского дома. При этом монастыре был конный завод, также перешедший епархии. Монастырская церковь была передана сельскому приходу.

Приходская церковь села Карачун

В 1881 году церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, находившаяся на месте монастыря, была перестроена в каменную. Её новый облик был определен проектом архитектора Д.В. Знобишина. В архитектуре этой церкви соединены типовой проект с элементами классицизма.

В 1859г. в селе Карачун в 165 дворах проживало 1599 человек.

В конце XIX в церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери века священниками служили: Петров Димитрий Яковлевич и Попов Стефан Михайлович, псаломщиком – Тростянский Николай Николаевич. Приход составляло 210 дворов, число душ: 894 мужского пола, 891 женского.

В 1900г. население Карачуна составляло 351 двор с 1840 жителями. В нём действовало шесть ветряных мельниц, две рушки, кузница, две мелочные лавки, трактир. В селе было стопятьдесят гончарных горна, оно издавна славилось выделкой глиняной посуды[1].

Явление иконы Николая Чудотворца

«В церкви с. Карачун находится местно чтимая икона Николая чудотворца. О явлении этой иконы передают, что в старину, в лесу была пасека. Вероятно принадлежавшая Архиерейскому Воронежскому Дому; пасечником был старик, известный своею благочестивою жизнию, так разсказывают о нем, что спал на камне, хотя для виду имел постель. Однажды ему во сне привиделся старец и приказал в лесной яруге, в известном (указанном от старца) месте взять икону. Пасечник почему-то медлил исполнением данного ему поручения и, уже после троекратного явления ему старца, пошел на указанное место и нашел там икону св. Николая. Эту икону свято чтут не только жители Карачуна, но и окрестные жители. К 9 числу Мая бывает большое стечение богомольцев, тем более, что в это время бывает ярмарка. Пред этою иконою нередко служат молебны в церкви, берут ее и в дома для молебствий».

 

 

 

 

Источники:

  1. Указатель храмовых празднеств в Воренежской епархии. — Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1884-1886.
  2. Эволюция архитектурных форм в храмов строительстве Воронежской области: с хронологическим иллюстрированноым перечнем сохранившихся храмовых зданий XVIII – первой четверти XX веков. М.Ю. Дьяков, Л.В. Кригер;- Воронеж. 2011.
  3. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900. П. Никольский
  4. Народный каталог православной архитектуры: sobory.ru
  5. Новомученики Российские. Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, репрессированных в 1930–1938 годах\\ Воронежский Епархиальный Вестник. 1992. N 4. С.45.

[1] Технология изготовления Карачунской глиняной игрушки включена в реестр нематериального культурного наследия народов России.

 

 

Перейти к верхней панели